ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

Бизнес на большой дороге. Как Игорь Ротенберг зарабатывает на водителях

За проезд тяжелых грузовиком по дорогам с них берется плата, которая должна потом идти на ремонт магистралей. Как именно она взимается, разбирался «ФедералПресс».

На скромные 6,4 %

С 1 февраля в России изменился размер платы за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой более 12 тонн: с нынешнего месяца она составляет 2,34 рубля за километр пробега против прежних 2,2 рублей. Таким образом, теперь каждому дальнобойщику (либо владельцу, давшему ему в пользование грузовик) придется платить на 6,4% больше.

Взимание платы осуществляется с помощью системы «Платон», запущенной в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Расчет суммы проезда проводится с помощью маршрутной карты или бортового устройства.

Плата за проезд растет медленно, но верно. В 2015 году, когда «Платон» запускался в действие, плата составляла 1,53 рубля за километр, потом ее подняли до 1,91 рублей, затем до 2,2 рублей. И вот теперь водителям придется платить 2,34 рубля.

Несложно догадаться, что это приведет к увеличению затрат грузоперевозчиков. Они могут попробовать их переложить на своих клиентов, но вряд ли все из них смогут это сделать из-за жесткой конкуренции на рынке. Значит часть грузоперевозчиков обанкротится.

Для ремонта и строительства

«Госсистема «Платон» обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок», – прокомментировали в пресс-службе «Платона»

По ее данным, за все время работы «Платона», Федеральный дорожный фонд (управляемый Росавтодором) пополнился почти на 133 млрд рублей, из них 32 млрд рублей поступили в 2020 году.

«Все поступления с 2020-го по 2022 годы от госсистемы «Платон» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения – добавили в пресс-службе «Платона». – Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ».

Управляет же «Платоном» малоизвестная компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Между тем она заслуживает пристального внимания, равно как и стоящие за ней лица и структуры. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 50 % ее уставного капитала принадлежит «РТ-Инвест», 23,5 % – Игорю Ротенбергу, 19 % – Андрею Шипелову и 7,5 % – Антону Замкову.

В свою очередь «РТ-Инвест» – фирма, подконтрольная огромной государственной корпорации «Ростех» и Андрею Шипелову, прозванному «мусорным королем». В общем-то это не удивительно – «РТ-Инвест» занимается проектами строительства мусоросжигательных заводов в различных регионах России (собирается возвести целых 25 штук).

Антон Замков трудится в «РТ-Инвест Транспортные системы» генеральным директором. И, наконец, Игорь Ротенберг – это «всего лишь» сын миллиардера Аркадия Ротенберга, построившего Крымский мост.

Не менее 11 миллиардов

Финансовые показатели «РТ-Инвест Транспортные системы» впечатляют: в 2019 году она заработала 11,4 млрд рублей выручки, и 231,2 млн рублей чистой прибыли. Для сравнения, в 2018 году выручка компании составила 11,2 млрд рублей, чистая прибыль – 1,3 млрд рублей.

Почему в 2019 году чистая прибыль «РТ-Инвест Транспортные системы» оказалась столь мизерной по сравнению с 2018-м непонятно. Можно было бы списать на пандемию коронавируса, однако, она разразилась в 2020 году и должна была бы привести к падению выручки (чего не случилось).

Себестоимость хотя и увеличилась, с 5,8 млрд рублей в 2018 году до 7,5 млрд рублей в 2019-м, тем не менее, ее рост был не на столько критичным, чтобы привести к сокращению чистой прибыли почти в 6 раз. А вот если мы предположим, что средства были «грамотно оптимизированы», тогда все встает на свои места – доходы могли быть потрачены на обеспечение хорошей жизни акционеров «РТ-Инвест Транспортные системы», в том числе и Игоря Ротенберга.

Он помимо доли в уставном капитале «РТ-Инвест Транспортные системы», Игорь Ротенберг владеет одной из крупнейших в стране буровых компаний «Газпром бурение», является членом совета директоров «Мосэнерго».

Российские же дороги явно манят его точно также, как манят его отца: подконтрольная Аркадию Ротенбергу Северо-Западная концессионная компания построила платную скоростную магистраль «Москва – Санкт-Петербург». Проверявшие ее в 2020 году сотрудники Счетной палаты обнаружили, что при высокой цене проезда сервис на трассе просто аховый, например, мало автозаправочных станций, на одном из промежутков вообще не было освещения.

Виллы и дворцы

Как же именно может тратить Игорь Ротенберг деньги? Вполне вероятно, на разные сделки и дорогую недвижимость. Так, в январе 2017 года он приобрел 46,2 % акций Тульского патронного завода, впоследствии продав их (вряд ли без выгоды для себя).

В прошлом же году разразился скандал вокруг его московской резиденции и двух его вилл в Италии, купленных через цепочку оффшоров в обход санкций. Ротенберг-младший не оплатил ремонт, выполненный дизайн-бюро Eggzero и потом переманил к себе его техника (забравшего с предыдущего места работы уникальные патенты).

Еще Игорь Ротенберг мог подкинуть денег отцу на строительство роскошного апарт-отеля под Геленджиком, известного как «дворец Путина» (его стоимость была оценена в 100 млрд рублей). По крайней мере, сбрасывать со счетов подобную версию нельзя: в богатых династиях средства сына и отца – зачастую одно и тоже имущество.

Простые водители себе ремонтировать свои виллы не могут, дворцы строить не в силах – их скромные зарплаты не позволяют это сделать.

Источник: https://news.ati.su