ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

Вплоть до конфискации: ответственность за перегруз снова хотят ужесточить

Радикальное решение проблемы перегруза предлагают специалисты Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ). Ранее о грядущем введении такой меры уже говорил глава Минтранса Евгений Дитрих.

О подготовленном московским институтом докладе написал портал «Грузовики и дороги». Приводим основные тезисы и предложения специалистов – и напоминаем, как перевозчики отреагировали на аналогичное предложение руководителя транспортного ведомства. 

Сохранность дорог – забота перевозчиков?

В России автомобильные грузоперевозки лидируют по объему перевозимых грузов. Автопарк грузовых автомобилей оценивается в 6,5 млн единиц, и более 61% из них по состоянию на 2018 год принадлежало физическим лицам. Суммарный объём перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов оценивается в 150 млн тонн в год.

Общая протяженность дорожной сети в России – 1,5 млн км, а дорог с твердым покрытием 1 млн 55 тыс. км. Три четверти автодорог рассчитаны на движение ТС с осевой нагрузкой не более 6 тонн, 21% может выдержать нагрузку до 10 тонн и 4% – до 11,5 тонн.

По мнению специалистов НИИАТ, перегруз автомобилей приводит к быстрому разрушению дорог и росту расходов, необходимых для их восстановления. Ежегодный ущерб, наносимый перегруженными грузовикам, институт оценивает в 2,6 трлн рублей, что на 1 трлн превышает средства, выделяемые из бюджета на дорожную деятельность. Составители доклада отмечают, что от состояния дорог зависит как безопасность участников дорожного движения, так и сохранность грузов, а также техническое состояние транспорта.

— Неудовлетворительное состояние автодорог – в первую очередь регионального и местного значения – является одной из основных причин огромного числа ДТП с тяжелыми последствиями для экономики и населения, – приводит текст доклада портал «Грузовики и дороги».

Авторы доклада оценивают общие затраты на автомобильные грузоперевозки в 6 триллионов рублей. Эта сумма значительно превышает затраты на других видах транспорта, включая железнодорожный.

Специалисты НИИАТ делают вывод: при таких размерах затрат и наносимого дорогам ущерба поддержание дорожной сети в нормативном состоянии невозможно.

— Очевидно, что обеспечение сохранности дорожной сети и ее приведение в соответствие с нормативными требованиями – важнейшая задача, стоящая не только перед работниками дорожной отрасли, но и перед грузовой автотранспортной отраслью и грузовладельцами, — заключают они.

Виноваты большегрузы

Авторы доклада отмечают, что перевозчики и грузоотправители зачастую допускают перегруз, в результате которого осевые нагрузки превышают допустимые нормы в 1,5-2 раза. Из-за этого разрушаются не только дороги, но и различные сооружения – мосты, путепроводы. 

Специалисты НИИАТ напоминают: в европейских странах перевозчики, перевозящие КТГ без специального разрешения, сурово наказываются – вплоть до конфискации ТС и лишения лицензии. Меры, принимаемые в России, эксперты называют недостаточными и указывают, что выявить удаётся не более 8% от фактического количества нарушений. Они также подчеркивают, что

система «Платон» собирает средства в счет компенсации нанесенного дорогам ущерба только на федеральных трассах, протяженность которых в сравнении с общей протяженностью дорог в стране незначительна.

Исправить ситуацию, по мнению специалистов, может система АСВГК. В рамках развертывания этой системы на дорогах страны должно появиться 757 автоматических пунктов весового контроля. Впрочем, эта цифра авторов доклада также не устраивает: по их мнению, рамок должно быть больше.

Что предлагает НИИАТ?

Завершая доклад, его авторы предлагают:

  • Повысить ответственность перевозчиков за перегруз, в некоторых случаях – вплоть до конфискации ТС;

  • Запретить или серьёзно ограничить продажу крупнотоннажных большегрузов для перевозки КТГ физическим лицам;

  • Ввести реестр грузоперевозчиков и создать в нём особый раздел для перевозчиков КТГ;

  • Ввести программу обучения водителей и специалистов, занимающихся перевозкой КТГ (по аналогии с ДОПОГ);

  • Усилить контроль за перегрузом с помощью АСВГК и бортовых систем взвешивания;

  • Разработать стандарт по созданию и согласованию проектов (маршрутов) перевозок КТГ.

Туманные перспективы

В конце июня министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что у перевозчиков действительно будут изымать грузовики, а водителей перегруженных машин начнут лишать прав. Глава Минтранса подчеркнул, что решение о введении новой «высшей меры» уже принято. Несколькими днями позже он отметил, что конфискации будут подвергаться машины, водители которых при прохождении рамок АСВГК скрывают номерные знаки. 

Профессиональное сообщество отнеслось к этому заявлению с недоверием. Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко допустил, что это предложение может быть провокацией. 

— Считать Дитриха идиотом не могу. Стало быть, остается два варианта. Первый: должность министра даже технаря превращает в популиста-идиота. Второй: вброс и провокация с целью поставить на уши народ. Похлеще «Платона»… – написал он. 

В Союзе экспертов транспорта и логистики (СЭЛ) отреагировали более сдержанно. Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина согласилась, что с перегрузами необходимо бороться, но отметила, что нынешние АСВГК очень ненадёжны и зачастую выписывают штрафы тем, кто их не заслуживает. 

По информации СЭЛ, до 60% штрафов за перевес сегодня связано с неточностью измерительного оборудования и другими факторами, не зависящими от перевозчика – погодными условиями, состоянием дороги и т.д. Иллюстрацией такому положению дел служит огромное количество судебных разбирательств, связанных с неточностью АСВГК. И пока эта система не будет отлажена, а количество несправедливых штрафов не сократится на несколько порядков – принятие подобных инициатив остаётся крайне маловероятным.

Материал взят с сайта news.ati.su