ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

Всевидящее око: тахографы начнут сообщать о нарушениях в режиме онлайн

Система, которая будет удаленно отслеживать данные тахографов и штрафовать водителей за неправильный отдых и нарушения скоростного режима, будет создана уже в этом году

В конце февраля стало известно, что в России появится автоматизированная информационная система (АИС) тахографического контроля. Амбициозный проект по удалённому отслеживанию режима труда и отдыха водителей, по замыслу правительства, должны реализовать Минтранс и Росавтотранс. Для ведомств установлен «дедлайн» — 31 декабря 2024 года.

Похоже, что чиновники решили не тянуть резину. 19 марта «Известия», ссылаясь на доверенный источник в Минтрансе, сообщили, что АИС будет создана в этом году. Итоговая стоимость системы составит ₽1,4 млрд, а её прототип уже проходит тестирование.

Сегодня данные тахографов необходимо распечатывать при проверке грузовика или запрашивать у транспортных компаний. АИС позволит фиксировать нарушения удалённо. Системе не нужно будет подтверждать факт нарушения данными фотовидеофиксации: достаточно будет получить от тахографа сигнал о том, что водитель управляет транспортным средством дольше, чем положено. Кроме того, данные с тахографов могут быть использованы для контроля скоростного режима – соответствующий законопроект уже внесён в Госдуму. 

Для функционирования новой системы необходимо оснастить весь коммерческий транспорт цифровыми тахографами, способными автоматически передавать информацию через интернет. 

Министерство предлагает обязать перевозчиков информировать контролирующие органы о принадлежащих им ТС и моделях тахографов, которыми они оснащены. 

Это, по всей видимости, позволит отслеживать владельцев грузовиков и автобусов с устаревшими, аналоговыми тахографами и, возможно, применять в их отношении какие-либо санкции.

Собеседник «Известий» подчеркивает, что на уровне правительства предложения Минтранса еще не обсуждались.

За создание АИС заплатят регионы и федеральный бюджет: средства будут выделены в пропорции 50/50. Предполагается, что уже в текущем году будет закуплено необходимое оборудование и проведены пуско-наладочные работы, после чего система будет готова к эксплуатации. В Минтрансе надеются, что запуск АИС позволит снизить количество ДТП с участием грузовиков и автобусов (их причиной часто становится превышение скорости или усталость водителя) и оптимизировать работу надзорных органов – снизить количество инспекторов на автодорогах.

Согласно статистике, в 2018 году в ДТП, случившихся по вине водителей грузовиков, погибло 1759 и пострадало 13753 человека.

Препятствием для запуска АИС может стать низкий уровень оснащения автопарков тахографами. По данным Минтранса, около половины грузовиков и автобусов в РФ вообще не оборудованы этими устройствами. В ассоциации «Грузавтотранс» сообщают, что большая часть принадлежащих российским перевозчиком грузовиков оснащена устаревшими аналоговыми тахографами, которые не смогут передавать данные в систему.

— Перевозчики не всегда устанавливают тахографы из-за недостаточного контроля, — рассказал нам генеральный директор тахографической мастерской «Авто-Тахограф» Иван Волчек. – Им проще заплатить штраф, чем устанавливать дорогостоящий тахограф.

Цена тахографического оборудования также может стать серьезным препятствием как для мелких перевозчиков, так и для крупных игроков рынка. Средняя стоимость цифрового тахографа – 33 тысячи рублей, за его установку нужно будет отдать еще 6-10 тысяч, а через три года придется менять СКЗИ.

— Рано или поздно Минтранс добьётся своего, — уверен предприниматель. – Контроль бизнеса постоянно усиливается. В розничной торговле, например, вводятся онлайн-кассы, цифровые системы маркировки товаров. Почему бы и тахографам не отправлять информацию надзорным органам через интернет?

Управляющий другим тахографическим сервисом, пожелавший сохранить анонимность, оценивает перспективы перехода перевозчиков на цифровые тахографы скептически:

— Экономическая ситуация в стране плачевная: у многих перевозчиков нет средств, чтобы оборудовать автопарки цифровыми тахографами. Это затратно как для ИП, так и для крупных компаний, которым придется потратить десятки и даже сотни миллионов рублей на новые тахографы для всего автопарка.

Введение АИС, по мнению предпринимателя, облегчит контроль за режимом труда и отдыха водителей. Сможет ли она контролировать скорость ТС? Здесь все не так очевидно: на сегодняшний день сотрудники надзорных органов не имеют права выносить штрафы за превышения скорости, зафиксированные тахографом. Но законодательство могут изменить, и тогда у инспекторов появится такая возможность. 

— Рано или поздно грузовики станут полностью автономными, а профессия водителя исчезнет, — пришел к неожиданному выводу наш собеседник. — В Швеции уже проходят испытания грузовые беспилотники: они не превышают скорость, им не нужно соблюдать режим труда и отдыха. А до тех пор водителям придется возиться с тахографами: по месяцу ждать карточки и терпеть другие неудобства.

Материал взят с сайта news.ati.su