ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

Осторожно, дороги закрываются!

Уже на этой неделе первый регион России закроет свои дороги для большегрузов. Зачем нужны весенние ограничения, помогают ли они сохранить дорожное полотно и когда их наконец отменят?

Для начала немного «матчасти». Весной автодороги особенно восприимчивы к нагрузкам. Вызванное таянием снега переувлажнение «дорожной одежды» (конструкции, передающей тяжесть машин на грунт) делает её хрупкой. Проезд грузовика способен привести к образованию колейности и трещин, а большегруз с перевесом может запросто проломить асфальт. Для того, чтобы сохранить дороги, вводятся сезонные ограничения.

Если старые шоссе, не ремонтировавшиеся более 10 лет, особенно сильно страдают во время весенней распутицы, то новые дороги переносят её хорошо. В прошлом году Минтранс и Федеральное дорожное агентство приняли решение об отмене весенних ограничений на федеральных трассах. Причиной было названо их хорошее состояние. В том же году были отменены весенние ограничения в Московской области, а в нынешнем — в Белгородской области. 

Если власти Подмосковья объяснили своё решение высоким качеством дорог, то на Белгородчине отмену ограничений комментировать не стали.

Сроки весенних ограничений в субъектах РФ определяются региональными ведомствами в зависимости от климатических условий и других факторов (например, затяжных дождей или весеннего половодья). Чаще всего ограничения вводятся в начале апреля, но в северных регионах они могут начаться в начале или даже середине мая (всё зависит от погоды) и продолжаться до 45 дней.

Кому можно ездить?

Разумеется, автоперевозки во время действия ограничений не останавливаются. Во-первых, перевозчики могут получить платные разрешения на проезд. Во-вторых, некоторые товары даже во время весенней распутицы можно перевозить беспрепятственно и бесплатно. Это продукты питания, лекарства, товары первой необходимости, сельскохозяйственные грузы, дорожно-строительная техника.

Иммунитет к весенним ограничениям имеют и международные перевозчики. В Северо-Западном филиале АСМАП нам объяснили, что власти регионов позволяют «международникам» игнорировать ограничения по двум причинам. Во-первых, многие логистические центры и производственные предприятия расположены на дорогах муниципального значения: ограничения могут сказаться на экспортном потенциале регионов. Во-вторых, таможня устанавливает определенные сроки для транзитных перевозок: их срыв может обернуться для перевозчика серьёзными последствиями.

Иногда регионы всё-таки распространяют ограничения на международные автоперевозки. Впрочем, случается это довольно редко.

Нужны ли весенние ограничения?

Перевозчики по понятным причинам недолюбливают весенние ограничения. На протяжении многих лет сама идея просушки подвергается критике, объективность которой оценить весьма тяжело. Дорожные ведомства не ведут открытой статистики, которая отражала бы состояние региональных дорог и могла бы служить основанием для их закрытия.

Вызывают вопросы и сроки ограничений, которые назначаются заранее, иногда – за полтора-два месяца до введения. 

Устанавливающие их организации полагаются на историю метеонаблюдений и прогнозы метеорологов, которые далеко не всегда оказываются достоверными. 

В результате дороги могут закрыться на просушку тогда, когда «сушить» их еще рано или уже поздно. И если в первом случае сроки могут продлить, то во втором ограничения теряют всякий смысл. При этом вводить их «по фактической погоде» весьма затруднительно, так как установка соответствующих дорожных знаков и информирование водителей занимает определенное время.

За рубежом практика весенних ограничений сильно разнится. В юридической компании «Юрвест» нам рассказали, что в странах Евросоюза нет единых правил, регламентирующих введение сезонных ограничений. Каждое государство действует на своё усмотрение. В Польше, например, ограничения не вводятся, а в соседних Литве и Латвии они могут вводиться на гравийных и изношенных асфальтовых дорогах. Разнятся и штрафы для нарушителей — если в Литве максимальная сумма штрафа составляет €90, то в Латвии может достигать €2000.

На дорогах Норвегии ограничения для большегрузов вводились до 1995 года – затем их отменили. Самые продолжительные ограничения действуют в Канаде – в некоторых регионах страны они длятся до 2 месяцев. А в США власти каждого штата сами определяют, на какой срок стоит вводить ограничения и стоит ли это вообще делать.

Иными словами, о какой-то общепринятой практике говорить не приходятся. В каждом регионе ответственные чиновники делают выбор, исходя из множества факторов: состояния дорог, интенсивности дорожного движения, климата, влажности почв.

Пройдет весна, наступит лето

Летние ограничения перевозчики воспринимают не так болезненно – возможно, потому, что действуют они только при температуре свыше +32 °С, которая даже в южных регионах устанавливается нечасто. Кроме того, ограничения действуют только днём; ночью водители могут беспрепятственно продолжать движение.

«Летом есть возможность передвигаться ночью. Это тот выход, который позволяет не выбиваться из графиков и не нести серьезные убытки. Поэтому перевозчики соблюдают ограничительные меры добросовестно и, как правило, коррупционные схемы тут не работают», 

— цитирует Вячеслава Трунаева, президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков портал DorInfo.

Летние ограничения действуют на всех федеральных автодорогах страны. Муниципальные власти, в свою очередь, далеко не всегда публикуют соответствующие приказы. Связано это не с ленью чиновников, а с климатическими условиями: во многих регионах России температура, превышающая +32 С° — исключительно редкое, если не фантастическое явление.

Будут ли отменены весенние и летние ограничения?

Объяснив отмену весенних ограничений на федеральных трассах их хорошим состоянием, Росавтодор фактически признал, что качественные дороги могут обходиться без просушки. Привести все российские дороги в хорошее состояние – задача непростая, но выполнимая. Напомним: в Московской и Белгородской области от весенних ограничений уже отказались. 

Другое дело – летние ограничения. При высоких температурах даже самый качественный асфальт становится мягким, как пластилин, и легко деформируется под колесами большегрузов.

Возможно, бетонные дороги, о которых всё чаще пишут в СМИ, окажутся более устойчивыми к жаре и распутице. 

Однако их повсеместное распространение – дело далекого будущего. А до тех пор водителям и перевозчикам придётся внимательно следить за графиком весенних и летних ограничений на региональных и федеральных трассах; благо, информация о них публикуется заблаговременно.

Материал взят с сайта news.ati.su