ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

Первый российский электрогрузовик Moskva уже работает в «Магните»! Как тебе такое, Илон Маск?

В Москве состоялась презентация развозного электрического грузовика Moskva, созданного разработчиком силовых установок для электробусов Drive Electro. Это первый в России проект электрификации большегрузного автомобиля, реализуемый частной компанией.

Пока большегрузный автомобиль с логотипом Drive Electro на решетке радиатора существует в одном экземпляре. На тестовом этапе он будет развозить товар из логистического центра в Дмитрове в розничные магазины «Магнит». Ритейлер, если эксперимент пойдет успешно, через полгода готов взять в работу еще 200 таких машин.

«Фудмолл депо» — гастрономическая достопримечательность столицы. Лихо маневрируя на территории Миусского парка, ныне ставшего крупнейшим продуктово-ресторанным комплексом, девятиметровый грузовик практически бесшумно подъезжает к погрузочной рампе краснокирпичного здания. Буквально минута… и платформа гидроборта опускает пустую тару. Затем за три минуты загружаются подготовленные в зоне экспедиции тележки со свежими фруктами. Экспедитор сверяет накладные, и грузовик с нулевым уровнем прямых выбросов вредных веществ отправляется в путь.

Кокпит без спального места и с моторным тоннелем. Из нестандартного бросается в глаза клавиша аварийного обесточивания на центральной панели.

Экспериментальный грузовик Moskva (DE-truck18) создан на шасси КАМАЗ-5325 с лицензионной кабиной от Mercedes-Benz Axor — здесь она в варианте без спального места и с моторным тоннелем, что является обычным решением для развозного грузовика. Вместо ДВС — продольно расположенный электромотор мощностью 260 кВт в пике (не более получаса) и 230 кВт номинально. Крутящий момент — 1400 Нм. Выбор схемы с центральным приводом не случаен. Такой электромотор можно установить взамен ДВС с минимальными переделками — ведущий мост используется обычный, от базовой модели. И городские «солевые ванны», способные вывести из строя мотор-колеса (альтернативный вариант привода), ему не страшны. Кстати, по конструктивной схеме силовая установка DE-truck18 аналогична приводу ZF Сetrax, ориентированному на городские условия применения.

Суммарная энергоемкость литий-феррум-фосфатных (LiFePO4) батарей составляет 140 кВт·ч.

Тяговые аккумуляторы размещены по бокам рамы. Суммарная энергоемкость литий-феррум-фосфатных (LiFePO4) батарей составляет 140 кВт·ч. Генеральный директор фирмы Drive Electro Сергей Иванов заверил, что это именно используемая, а не полная емкость. Также он уточнил, что литий-феррум-фосфатные батареи характеризуются повышенной емкостью, в сравнении с литий-титанатными. С полностью заряженными тяговыми аккумуляторами пустая машина должна проходить до 200 км, а груженая — 120 км. Для подзарядки во время движения используется режим рекуперации. Учитывая, что грузовик выезжает тяжелым из логистического центра, постепенно скидывает товар по магазинам и возвращается пустой, за примерную автономность примем среднее арифметическое — 160 км.

Решение помимо электрогрузовика включает еще и зарядную станцию.

Снаряженная масса электрогрузовика Mоskva составляет 10 350 кг, технически допустимая полная масса — 19 тонн, заявленная грузоподъемность — 8 тонн. Изотермический кузов изготовлен рязанской компанией «ТТМ Центр», она же оснастила фургон холодильно-обогревательной установкой Carrier (разумеется, электрической, модель Xarios 8) и 1,5‑тонным гидробортом Dhollandia. Конфигурацию машины выбрали не просто так. Фургоны на 16 палет компания активно заказывает и на традиционном топливе. На них «Магнит» переходит со сцепок: в крупных городах тягачи с прицепами — мука и для водителей, и для жителей. «Мы сейчас распродаем все автопоезда и меняем их на одиночные машины», — рассказала директор по цепочкам поставок розничной сети «Магнит» Марья Дей. 

Для справки: ритейлер управляет собственной логистической системой, насчитывающей, по состоянию на 30 июня 2020 года, 38 распределительных центров, автоматизированную систему управления запасами и автопарком, состоящим из 5152 автомобилей.

На борту есть газовый генератор.
Ведущий мост обычный, от базовой модели КАМАЗ-5325.

Сценарий использования новинки в компании «Магнит» таков: три поездки от распределительных центров до магазинов, полная зарядка ночью (8 часов), плюс подзарядка в течение дня во время загрузки в распределительном центре и разгрузки в магазинах. Кстати, на презентации грузовик подключали к зарядной станции мощностью 80 кВт. Вот интересно: располагают ли такой энергией розничные точки ритейлера?

Холодильная установка тоже электрическая, ее интенсивная работа будет уменьшать запас хода.

Цена отечественного электрического грузовика не раскрывается, известно лишь, что пилотный образец получился существенно дороже дизельных аналогов. Но производитель советует на брать во внимание первоначальную стоимость покупки, а посчитать стоимость эксплуатации. «Наше решение, включающее помимо электрогрузовика еще и зарядную станцию, и сервисное обслуживание, обойдется дешевле в пересчете на 10 лет эксплуатации, чем аналогичный комплекс для дизельной машины», — уточнил Сергей Иванов.

Изотермический кузов, изготовленный рязанской компанией «ТТМ Центр», рассчитан на 16 палет и 8 тонн груза.

Волна электрификации коммерческого транспорта накрывает Россию. Осенью 2019 года MAN на выставке Comtrans показал потенциальным заказчикам контейнеровоз eTGM. Летом 2020‑го КАМАЗ вывел в свет электрический мусоровоз с индексом 53198 — «Чистогор». Затем появился грузовой электроводородный беспилотник компании «Эвокарго». И вот теперь — электрогрузовик Moskva. Шансы на популяризацию проекта Drive Electro в том, что им заинтересовался частный заказчик. Он без выгоды работать не будет. Если сложится, подтянутся другие, и пошло-поехало. В общем, можно констатировать, что тренд на «зеленую» логистику в стране задан.

Экспериментальный грузовик Moskva создан на шасси КАМАЗ-5325 с лицензионной кабиной от Mercedes-Benz Axor.

Марья Дей, член правления, директор по цепочкам поставок розничной сети «Магнит»:

«Магнит» первым в России тестирует возможности электрогрузовика. Мы рады, что задаем тренд на «зеленую» логистику в стране и апробируем альтернативные виды энергии для транспорта при дистрибуции товаров. Мы не только крупнейшая сеть в России по количеству магазинов, но и ведущий частный логистический оператор: наша инфраструктура включает 38 распределительных центров и более пяти тысяч собственных автомобилей. Мы придаем важное значение эффективности логистики и снижению ее воздействия на окружающую среду. Кроме электрогрузовика мы начали использовать автомобили на газомоторном топливе и к концу года планируем перевести на этот вид энергии до 250 единиц транспорта.

Сергей Иванов, генеральный директор Drive Electro:

Электрогрузовик полностью спроектирован по требованиям компании «Магнит». Транспортное средство приспособлено к особенностям российского климата, не создает шумового загрязнения, что особенно важно для комфорта жителей мегаполиса. Сейчас мы видим большой спрос на электрогрузовики, многие мировые автобренды активно работают над своими пилотными образцами. Но дело не только в экологическом аспекте. По нашим данным, за счет использования альтернативного вида энергии и низкой изнашиваемости основных узлов автомобиля стоимость владения электрогрузовиком за 10 лет будет ниже, чем традиционным, на 20–25 %.

Технические характеристики Moskva (DE-truck18)

Колесная формула 4х2

Снаряженная масса 10 350 кг

Полная масса 19 000 кг

Колесная база 5130 мм

Габариты (длина/ширина/высота) 8960х2500х2950 мм

Запас хода при полной массе 120 км

Электродвигатель номинальная мощность — 230 кВт, макс. мощность — 260 кВт

Емкость 140 кВт·ч

Время зарядки обычная — 8 часов, ускоренная — 20 минут

Подвеска (передняя/задняя) зависимая рессорная/зависимая пневматическая

Тормоза дисковые

Размерность шин 315/70R22,5

 

Источник: https://news.ati.su