ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

«Подняли бы сразу на 10 рублей»: что думают перевозчики об индексации «Платона»

Тариф «Платона» будет проиндексирован уже на следующей неделе. И хотя о значительном увеличении издержек говорить не приходится, перевозчики уверены: без индексации можно было бы обойтись.

Многие перевозчики надеялись, что нынешним летом индексация тарифа системы «Платон», как и в прошлом году, будет перенесена. Этого не произошло: вчера стало известно, что уже с 1 июля плата за проезд по федеральным трассам увеличится на 14 копеек и составит ₽2.04 копейки за километр.

Дата ежегодной индексации при этом переносится с 1 июля на 1 февраля. В 2020 году тариф вырастет на 16 копеек (до ₽2.20), а в 2021 – на 15, до ₽2.35 за километр.

Принимая решение об индексации, Минтранс рассматривал несколько вариантов развития событий. По информации «Коммерсанта», ведомство обсуждало с перевозчиками возможность отказа от нынешнего повышения в пользу однократной, но более существенной (на 30 копеек) индексации в феврале будущего года. Собеседники издания сообщают, что на этой схеме настаивали перевозчики, потому как их планы на текущий год индексацию не учитывали. Выбор, однако, был сделан в пользу плавного повышения тарифа.

Не время для перемен

Сегодня рентабельность автомобильных перевозок оставляет желать лучшего: многие компании испытывают трудности, а некоторые и вовсе находятся на грани закрытия. И хотя рост ставки, как и обещало правительство, оказался соразмерен уровню инфляции, даже такое на первый взгляд незначительное усиление нагрузки перевозчики восприняли если не в штыки, то уж точно без энтузиазма.

Опрошенные порталом Logirus руководители логистических компаний уверены: причин для индексации тарифа «Платона» нет. По мнению генерального директора транспортно-экспедиционной компании GLT Фаили Шигабутдиновой, 

тариф можно было бы заморозить и ввести мораторий на его повышение до тех пор, пока экономика не выйдет из кризиса. 

А по-хорошему не помешало бы и вовсе снизить стоимость проезда по федеральным трассам, чтобы компенсировать хотя бы те издержки, которые возникли после отмены льготы по транспортному налогу.

Эту точку зрения разделяет независимый эксперт Андрей Ботвиньев: он называет желание предпринимателей отсрочить рост тарифа хотя бы на время вполне естественным и отмечает, что расходование собранных с перевозчиков средств недостаточно прозрачно.

А президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин решил рубить с плеча и в беседе с обозревателем Business FM предложил поднять тариф в несколько раз.

— Лучше бы сразу на 10 рублей подняли и забыли про нас. Нам было бы проще данные тарифы заложить в затраты и обосновать перед заказчиком.

Когда тариф поднимается по чуть-чуть, на несколько копеек, заказчик не воспринимает это всерьез и зачастую отказывается оплачивать дополнительные расходы, – объяснил своё предложение Матягин.

Серые и белые

Опрошенные «Коммерсантом» перевозчики уверены, что компании, уклоняющиеся от использования системы, получают приток дополнительных клиентов и более высокую чем у добросовестных предпринимателей прибыль. Поэтому прежде чем повышать тариф системы, необходимо обеспечить высокую собираемость средств.

Согласно данным, опубликованным в мае этого года оператором «Платона», компанией РТИТС, на данный момент в системе зарегистрировано около 90% тяжелых грузовиков. Это значит, что приблизительно каждый десятый большегруз в стране до сих пор не оснащен бортовым устройством «Платона».

— Их достаточное количество. Закрывают, замазывают номера, используют специальные шторки, — объясняет Владимир Матягин. – Нужно понимать, почему перевозчики так поступают. Сегодня тарифы на перевозки – 2009-2010 года, а затраты постоянно растут. Топливо, запчасти, «Платон», НДС.

Статистика, публикуемая РТИТС, показывает, что в последние месяцы темп регистрации большегрузов в системе «Платон» замедлился. Это может означать, что определенная часть перевозчиков действительно приспособилась к «внесистемной» работе.

Заместитель генерального директора ГК «БиПитрон» Тарас Коваль уверен: необходимо добиться как минимум 95%-й собираемости штрафов, чтобы добропорядочные игроки не страдали от недобросоветных «серых» конкурентов.

— Пока эта цифра не достигнута, поднимать ставку крайне опасно, – считает он.

Стадия принятия

Появление «Платона» ознаменовалось многочисленными митингами перевозчиков, проявивших в 2015-2017 годах высокую протестную активность. Тогда правительству пришлось пойти на уступки и скорректировать тариф системы, но добиться главной цели – полной отмены «Платона» – перевозчики не смогли.

На прошлой неделе портал Trans.ru обратил внимание на любопытную деталь. В июньском отчете РТИТС сообщает, что количество подключенных за прошедший месяц бортовых устройств (23,3 тысячи) в полтора раза превысило количество зарегистрированных за месяц автомобилей (16,3 тысячи). До последнего времени количество выданных устройств превышало количество грузовиков совсем незначительно. 

Это может свидетельствовать о том, что перевозчики готовы работать с системой на постоянной основе и в какой-то степени с ней примирились.

В пользу этого предположения говорит и невысокая протестная активность: пока ни одно профессиональное объединение не анонсировало каких-либо массовых мероприятий. Впрочем, с анонса индексации прошли всего лишь сутки, и ситуация может измениться.

Стоит отметить, что в ближайшие дни в Госдуме должно состояться рассмотрение законопроекта о реестрах грузоперевозчиков. Для частников и небольших компаний введение реестров может стать гораздо более значимым событием, чем индексация тарифа «Платона». Весной этого года председатель ОПР Сергей Владимиров заявил, что в случае принятия этого закона могут состояться масштабные акции протеста. Станут ли реестры причиной для новых демонстраций – узнаем совсем скоро.

Материал взят с сайта news.ati.su