ДОСТАВКА ГРУЗОВ
ПО РОССИИ

«Родился с рулём в руках»: как личный водитель маршала Жукова стал дальнобойщиком

Ветеран Великой Отечественной войны, туляк Александр Бучин был личным шофером Жукова. Именно он привёз маршала в Карлсхорст – принимать капитуляцию немецких вооруженных сил. Спустя годы Бучин вернулся в Германию за рулём большегруза, как водитель-дальнобойщик.

Александр Николаевич Бучин родился в Туле в 1917 году. Его отец был одним из первых автомобилистов в Российской Империи: можно сказать, что любовь к технике в семье Бучиных передавалась по наследству. Александр увлекся мотоциклами: участвовал в гонках и соревнованиях, осваивал акробатические номера. В 1938 году начинающего спортсмена призвали на военную службу: он стал штатным шофёром автогаража НКВД, а двумя годами позже принял участие в советско-финской войне, где получил бесценный опыт: водил и легендарную «Эмку» (ГАЗ М-1), и грузовой вездеход «ЗиС-33».

Когда началась Великая Отечественная война, Александр попал в охранную роту к  генералу Жукову. Генерал постоянно выезжал на фронт, его сопровождало несколько машин: обычно Бучин ехал в конце колонны. Однажды водитель Жукова не справился с управлением, его ГАЗ-61 угодил в кювет, увяз в грязи и заглох. Охрана остановилась неподалёку и попыталась помочь застрявшей машине, но ничего не получалось. Кто-то обратился к Александру:

– Выручай, ты же гонщик!

Бучин сумел завести автомобиль и «враскачку» выехал из канавы. А на следующий день водителя назначили личным шофером Жукова.

Александр Бучин

Работа была непростой: часто приходилось ездить в темноте, по разбитым дорогам, с выключенными фарами. Жуков не был «штабным» генералом, он постоянно присутствовал на фронте, перемещался из одной горячей точки в другую. Александру Бучину приходилось рисковать жизнью, чтобы выполнить приказ требовательного командира, но ему всегда везло. 

«…вспоминаю — ехали как-то под Москвой. Фашисты дорогу обстреливают. И дума одна — успеть бы проскочить. А впереди ЗИС-5 шёл. В него прямо снаряд и угодил. Взрыв — и всё. Или под Ленинградом случай был. Зимним вечером ехали в штаб. Мы с Жуковым впереди, за нами автомобиль Ворошилова. Лес, перелесочек, потом открытая дорога. Её, как водится, гитлеровцы снарядами “щупают”. И один снаряд аккуратно между нашими машинами разорвался: чуть левее бы — и в нас, чуть правее — в Ворошилова. Повезло…»

Дорогу жизни Бучин называл «дорогой смерти»:

«Ад кромешный, а не дорога. Мы в Ленинград днём ехали, когда видно, где опасно, где бомбы лёд продырявили — там флажки стояли. И то тяжело. А обратно ночью возвращались — ещё тяжелее. Ям не заметно, да фашисты летали. А ведь ребята по этой дороге через Ладогу под каким огнём ездили! Днём и ночью. Сколько их с машинами под лёд ушло. Их смертями Дорога жизни оплачена.»

Грузовики на Дороге жизни

Жуков ценил своего шофёра за смелость и находчивость. Несколько раз спортивная реакция спасала и самого водителя, и его высокопоставленного пассажира. Бучину приходилось форсировать реки, которые не могли пересечь другие водители и уводить машину от обстрела вражеской авиации. Машина нередко ломалась, и шоферу приходилось чинить её в полевых условиях – с этой обязанностью он тоже справлялся.

Но начальником маршал был требовательным. Однажды по дороге на совещание автомобиль заглох — спустил баллон. Водитель быстро заменил его: машина завелась, но перестала «тянуть» — засорился жиклёр. 

— Ну что, — спросил недовольный Жуков. — погоны одел, а за машиной следить перестал? 

Из-за задержки маршал опоздал на совещание. Ожидая его, Бучин перебрал карбюратор и прочистил жиклёр. Машина в тот день больше не подводила, но этот случай запомнился водителю на всю жизнь. 

Пройдя сквозь всю войну, Александр Бучин дошел (вернее – доехал) до Берлина и в 1945 году привёз маршала Жукова в пригород немецкой столицы, Карлхорст – принимать капитуляцию немецкого командования.

Забавный инцидент, о котором Бучин любил вспоминать, произошел после окончания войны в Берлине. Однажды водитель вёз маршала на заседание Контрольного совета: Жукова, сидевшего на заднем ряду, снаружи видно не было, а машина охраны отстала. Сзади раздались требовательные гудки: машину Жукова намеревался обогнать кортеж Эйзенхауэра. Спросив разрешения у маршала, Бучин нажал на газ, оторвался от «преследователей» и первым въехал во двор Контрольного совета.  

Обращался маршал Жуков к своему водителю на ты, но называл всегда по имени-отчеству: Александр Николаевич. А однажды сев в машину (дело было в мае 1945 года) вдруг обнял его и сказал: «Спасибо тебе, Саша, за всё».  

После войны Бучин вернулся в мотоспорт и в течении нескольких лет возглавлял команду гонщиков авиации Московского военного округа. 

Александр Бучин, 1949 год

Во второй половине сороковых Жуков попал в опалу, что повлияло на карьеру многих военнослужащих, работавших с маршалом. Досталось и Бучину: в 1948 году его увольняют из органов Госбезопасности, а в 1950 арестовывают. В течении нескольких дней водителя держат на Лубянке и допрашивают, пытаясь выбить показания на Жукова. Не добившись своего, МГБ отправляет Бучина в лагерь по печально известной 58-й статье («Контрреволюционная деятельность») на 5 лет.

К счастью, шофёра освобождают досрочно – в 1953 году, после смерти Сталина. Вернувшись в Москву, Александр Бучин некоторое время не мог найти работу. Ему помог Абрам Логунов, директор 3 автобусного парка, базировавшегося в Люблино – сперва устроил своим личным водителем, а затем пересадил на междугородний автобус. Бучин возил пассажиров в дальние рейсы – в Харьков, Минск, Симферополь; работа была непростая, но хорошо оплачиваемая.

Работая водителем автобуса, Бучин часто вспоминал о фронтовых буднях. Несколько раз он встречался с Жуковым, гостил у него на даче и очень дорожил памятным подарком — книгой «Воспоминания и размышления«, подаренной ему маршалом. Жуков не забывал о своём водителе и в 1964 году помог ему получить двухкомнатную квартиру в Москве. 

В автопарк входила автоколонна, занимающаяся международными грузоперевозками. Впоследствии на её базе была создана транспортная компания «СовТрансАвто», существующая и поныне. Именно в ней продолжил свой трудовой путь Александр Бучин: в течении 15 лет он выполнял рейсы в страны ближнего и дальнего зарубежья. 

Водителю снова довелось въехать в Берлин – на этот раз за рулём грузового автомобиля, а не трофейного «Паккарда». Ездил он и в другие европейские страны — в Польшу и Румынию, в Австрию и в Италию, возил температурные грузы на тяжелом рефрижераторе. 

Своё 70-летие водитель встретил в рейсе – на территории Франции. На пенсию вышел в возрасте 75 лет, в 1992 году, но и после этого продолжал водить семейную легковушку. 

— Пятьдесят лет я за рулём, — говорил Бучин, беседуя с журналистом Юрием Грозмани. — Пятьдесят лет это целая жизнь. Мне повезло, я отдал её любимому делу. И если меня спрашивают, почему я стал шофёром, отвечаю: “Просто родился с рулём в руках”.

Александр Бучин (слева) и Виктор Черномырдин

Александр Николаевич Бучин скончался в 2009 году в Москве, в возрасте 93 лет. 

Материал взят с сайта news.ati.su